На днях встретился со старым другом, оппозиционером, харизматиком. Он, как всегда, был ярок и афористичен.
— Ну, Ваня, ты даешь! Так скоро до мышей….
Это так он прокомментировал мое выдвижение в муниципальные депутаты в Троицке, после моих то, губернаторских и президентских кампаний.
Смею возразить "волку" отечественной политики.
Обо всем по порядку.
Во-первых: эта территория Новой Москвы и здесь сойдутся несколько силовых линий, которые будут многое определять на выборах в Московскую городскую Думу 13 сентября 2014 года.
Во-вторых: здесь впервые будут голосовать за мэра столицы.
В-третьих: я уже неоднократно писал в своих публикациях ("Очень своевременный претендент на пост мэра Москвы", "И тогда Мосгордума действительно будет нашей", "Мэр и Гегель" и др.), что вижу эту избирательную кампанию, прежде всего, как возможность начать кардинально менять систему управления городом. И это очень актуально для новых территорий.
Мы помним, как скоропалительно и с кондачка были приняты решения об увеличении нашего мегаполиса сразу на 149 тыс. га. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что на его территории оказались 29 сельхозпредприятий, с оборотом около 10 млрд. рублей и 2 охотхозяйства, так, для полного счастья.
На этом славном пути случались издержки. Например, пришлось срочно придумывать виды субсидий сельхозпроизводителям, так как с 1 июля 2012 года их сняли с кошта Московской области. Помнится, я пошутил тогда в разговоре еще с одним моим другом, большим начальником в мэрии, что теперь нужно срочно создавать министерство сельского хозяйства города Москвы.
Изумленной публике это продавалось, как острая необходимость переселения федеральных органов исполнительной и законодательной власти из Москвы в Подмосковье.
Однако замкадышами они стать решительно отказались. Идею тихо похоронили, тем более что ее автор, бывший Президент РФ Дмитрий Медведев, стремительно охромел на все политические конечности.
Природа — она не терпит пустоты, и крупные латифундисты, владея инсайдерской информацией, собрали на этих полях неплохой урожай, поскольку цена земли в отдельных случаях выросла в 60 раз.
Сегодня, свежих дебютных идей, кроме как продлить вертикаль от Тверской-13 до границ Калужской области, нет.
Попытки сделать на этих территориях 12 маленьких "южных бутовых" — путь тупиковый, да и народ интенсивно противится такому счастью.
Констатируем:
Третий год подмосковный наукоград Троицк находится в зоне революционных экспериментов российской верховной власти. Сошедшиеся здесь силовые линии большой российской политики, поставили его в центр актуальных решений и развилок.
Что делать власти? Починять сгнившую изнутри "вертикаль" или начать реальную передачу полномочий и ресурсов местному самоуправлению?
Что делать гражданам? Следовать чужой политической повестке или определять, предъявлять и отстаивать собственную?
Вот такие, большие вопросы задают повестку, определяют смысл и нерв маленьких троицких выборов.
Никто не ожидал, но король сюрпризов и банальностей Дмитрий Медведев, пока еще Премьер, объявил о начале кардинальной реформы Российской академии наук.
Устами министра Ливанова — этого крейсера Авроры нашего Правительства, был дан залп по Российской академии наук, и началась революция.
Эти лихие, как кавалерийская атака, эксперименты, самым непосредственным образом затронули Троицк и его жителей. Троичан предварительно ни о чем не информировали и ни о чем не спрашивали, просто поставили перед фактом уже объявленной "высочайшей воли".
Наукоград с восьмью академическими институтами и гражданами, прикрепили к новому хозяину. А сам город оказался географическим центром прирезанных к Москве земель.
Правда, пилюлю пытались подсластить: в сентябре 2011 года и в августе 2013-го умиротворять взбудораженную общественность в Троицк приезжал Сергей Собянин — успокаивал, струнил, обнадеживал.
Но до сих пор власть не дала ответ на самый главный вопрос: Зачем, с какой целью задуманы и учиняются столь масштабные и радикальные эксперименты?
В таких условиях, граждане должны самостоятельно и под свою ответственность определять цели, ценности и план действий. Организовывать обстоятельное экспертное и общественное обсуждение проектов, добиваться их воплощения в жизнь.
Чем, собственно, я и собираюсь заниматься во время предвыборной кампании. Вместе с гражданами предстоит найти ответы на следующие вопросы:
Что делать с РАН и ее институтами?
Из этого частного вопроса вырастает вся государственная политика в сфере науки, образования, инноваций.
Как организовывать и обустраивать жизнь "новых москвичей"?
Отвечая на этот вопрос, мы с неизбежностью выйдем на проблему качественного обновления всей системы управления столичным мегаполисом.
Если хотите, от ответов на эти вопросы зависит дальнейшая судьба Троицка.
Или он превратится в заурядную московскую окраину, с вырубаемым и застраиваемым лесом под властью 128-ой московской управы?
Или Троицк будет развиваться как самостоятельный наукоград, с полноценным местным самоуправлением, со своим особым укладом, академическим вольным духом, уникальной системой непрерывного образования, активным и деятельным городским сообществом?
От того, насколько внятно и принципиально троицкое городское сообщество сможет сформулировать свой запрос к властям, насколько убедительно и твердо троичане будут отстаивать свою особость и самость, зависит не только их будущее, но и судьба академической науки и столичной агломерации.
Скажу больше: если на троицком рубеже мы — граждане, одержим победу, то такой пример может оказаться очень вдохновляющим и оздоравливающим для России в целом.
Первые программные тезисы для раскрытия и обсуждения.
Троицк должен стать мозгом и сердцем Новой Москвы.
Его нельзя рассматривать как отдельный "обитаемый остров" в отрыве от окружающих его территорий, как вошедших в состав Москвы, так и оставшихся в границах Московской области.
Чтобы наукоград Троицк занял достойное место в новой Москве, стал бриллиантом в ее короне, необходимо определить, как именно и под какую систему управления будут организованы муниципальные образования, два года назад изъятые из Подмосковья.
Они уже не живут по подмосковным законам и правилам и еще (к счастью!) не приведены к общему знаменателю московской "вертикали власти".
Существуют законы социальной физики и сопромата. Если эту вертикаль дотянуть до границ с Калужской областью, она рухнет под собственной тяжестью. Решения по самым рядовым вопросам будут согласовываться месяцами и годами, что и похоронит под собой все ростки самоуправления и инициативы на местах.
Предлагается организовать новые территории в три больших самоуправляемых городских округа, воспользовавшись опытом подмосковного Домодедово.
Новым территориям не нужны управы и префектуры. У городского округа будет свой Совет депутатов, местная Администрация и выбираемый на прямых выборах глава. Этого вполне достаточно для решения вопросов местного значения. У каждого такого округа должны быть, свое предназначение и свой генеральный план развития, согласованный с московскими схемами территориального планирования.
При таком подходе городской округ Троицк, занимающий срединное положение в новой Москве, становится ее "мозгом и сердцем", развиваясь как наукоград, как образовательный, культурный, здравоохранительный центр.
Троицкий парадокс: чтобы остаться небольшим и зеленым, Троицк должен вырасти.
Троицку тесно в своих границах, территорий для развития социальной инфраструктуры нет. Приходится выбирать между плохим и очень плохим: вводить вторую смену в школах или рубить троицкий лес для их строительства.
Нагрузка на троицкую социальную инфраструктуру, после присоединения к Москве, выросла в разы. Жители окрестных поселков, которые раньше учиться, лечиться, жениться, судиться и проч. ездили в Наро-Фоминск, Одинцово и Подольск, теперь ездят в Троицк.
Чтобы Троицк смог развиваться как самодостаточный городской округ, чтобы сберечь и приумножить лесные и прочие зеленые насаждения, Троицк должен объединиться со своими ближайшими соседями, образовав единый городской округ с численностью населения около 60 тыс. человек.
Но решить эту задачу можно только поняв оптимальные функции, исполнение которых комфортны и для граждан и для власти.
На мой взгляд, все новые территории города Москвы следует разделить на три образования:
1. Троицк — наукоград, его устройство и стоящие перед ним задачи описаны выше.
2. "Примкадье", которое может быть организовано во Внуковский городской округ, выполняющий функции крупного транспортного узла, а также общемосковского "присутственного места" — офисы, гостиницы, размещение органов власти.
3. И наконец, территория между Троицком и Калужской областью идеально подходит для целей рекреации, а также органического земледелия. Вороновский городской округ здесь может стать московскими закромами. Уже готов проект строительства на его землях крупного оптово-распределительного центра, аналог Ранжиса. Если его реализовать, то большую часть проблем снабжения Москвы качественным продовольствием, можно будет считать решенной.
Москва выросла настолько, что обеспечить эффективное управление на основе "унитарной" модели уже невозможно, пора переходить к "федеративным отношениям".
Это, конечно, не более чем фигура речи, но точная и полезная. Чтобы перестать душить себя в нарастающем с каждым днем транспортном и коммунальном коллапсе, Москва должна начать преобразование в систему интегрированных автономий — самодостаточных и гармонично развивающихся городских округов в составе субъекта Российской Федерации — Столичной агломерации.
За региональным правительством останутся вопросы, действительно государственного значения — объекты инфраструктуры, расположенные на территории 10 и более городских округов, а также, образовательные, культурные и здравоохранительные объекты регионального уровня.
Все остальные должны решаться в городских округах непосредственно или в рамках межмуниципального сотрудничества.
В этом случае лозунг о "новых возможностях", которые открылись для Троицка, после вхождения в состав Москвы, наполнится реальным содержанием.
Граждане, сама жизнь требуют сделать власть компактной и экологически чистой.
Я принял решение идти на эти выборы от партии Зеленых.
Я искренне надеюсь убедить троицких избирателей в своевременности, разумности и обоснованности моего подхода к управлению и самоуправлению в Троицке, в Москве, в Академии наук.
Программные статьи непременно последуют.
Председатель "Союза Органического Земледелия России"
Иван Стариков
! Орфография и стилистика автора сохранены