Эрнст Неизвестный был художником, в отношении которого эпитет "великий" не является преувеличением.
Великий - констатация его положения в искусстве.

В истории искусств очень мало (15-20, не больше за всю историю искусств) великих скульпторов.
Создать свой тип пластики - это практически состязаться с Творцом.
Этого не умел почти что никто.
Фидий, Микеланджело., Слютер, Рименшнайдер, Пикассо. Раз-два и обчелся.
Неизвестный создал свой тип человека - вылепил усилие быть, усилие сопротивляться. Это был титанический - от слова "титан" - замысел; он ориентировался, разумеется, на Микеланджело, но ближе (на мой взгляд) Пюже или Рюду - впрочем, крупнее их обоих.
Его рубенсовский темперамент родил соответствующую Рубенсу скульптуру, каковой до Неизвестного в природе не было. Неизвестный очень советский художник - то есть, идеалист, бездумно наивный, прекраснодушный, как Стругацкие, например. Его космонавты, титаны, прометеи и т.п. - это фантазии советского прекраснодушного и наивного (но такого обаятельного) толка.
Пластика Неизвестного - абсолютно соответствует его замыслу. Он действительно слепил проект титана.
Нет ни единого - просто ни одного - из современных скульпторов, который бы являлся скульптором по такому - главному - счету. Все прочие делают парковую скульптуру.
Эрнст Неизвестный слепил проект человека - такого человека никогда не было. И никогда не будет.
А теперь нет и Эрнста.

Максим Кантор

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены