Банда ГТА
  • 29-11-2019 (15:57)

"Это игра следствия"

"Банда ГТА": Я не знал, что мы едем на убийство, просто стоял рядом

update: 16-10-2017 (14:00)

Больше года в Московском областном суде длится процесс так называемой банды ГТА. Суд приступил к рассмотрению эпизода с убийством на трассе М-4 "Дон". Именно с этого преступления начали поступать в СМИ первые сообщения о громких нападениях, совершенных бандой в Подмосоквье. В ходе слушаний обвиняемые частично признали вину и согласились дать показания. Они заявили, что в преступлениях их заставили участвовать, но сами убийства они не совершали, и всю вину валят на убитого главаря банды. За год в суде успели рассмотреть 11 эпизодов убийств из 15 (не считая отдельного эпизода с бандитизмом).

По делу проходят девять обвиняемых — Зафарджон Гулямов, Хазратхон Додохонов, Шерджон Кодиров, Абдумуким Мамадчонов, Мирзомавлон Мирзошарипов, Холик Субханов, Анвар Улугмурадов, братья Умар и Фазлитдин Хасановы. Они уроженцы Таджикистана, Киргизии и Казахстана, имеют неполное или полное среднее образование, официально не работали, проживали в Московской и Тверской областях.

В зависимости от роли каждого им инкриминируется убийство (ст. 105 УК РФ), бандитизм (ст. 209 УК РФ), разбой (ст. 162 УК РФ), незаконный оборот оружия (ст. 222 УК РФ) и незаконное изготовление оружия (ст. 223 УК РФ). Фигуранты дела стали известны после серии нападений в районе трассы М-4 "Дон" в 2012–2014 годах. Чтобы завладеть имуществом своих жертв, члены банды подкарауливали их на автозаправках, по ночам разбрасывали на трассе самодельные шипы, чтобы у машин пробивало колеса и водители останавливались в глухом месте. Когда стали появляться первые сообщения о банде, среди журналистов закрепилось название "банда ГТА" — по аналогии с одноименной серией компьютерных игр, герои которой убивали своих жертв с особой жестокостью на дорогах.

Шумиха вокруг банды утихла после того, как прошло первое заседание. Журналисты почти перестали ходить на слушания, потом и вовсе прекратили давать какую-то информацию о процессе. Рассмотрение дела шло медленно, порой заседания откладывались на несколько недель, а то и на месяц.

НОВОСТИ

В августе СМИ снова вспомнили о "банде ГТА", после того как пятеро подсудимых пытались сбежать из суда и устроили перестрелку с конвоем. Инцидент произошел 1 августа. Пятеро членов банды — Холик Субханов, Абдумуким Мамадчонов, Мирзомавлон Мирзошарипов, Хазратхон Додохонов и Умар Хасанов — напали на конвоиров в лифте. Остальные четверо находились в зале заседаний и не участвовали в нападении.

В ходе перестрелки трое бандитов — Мамадчонов, Мирзошарипов и Субханов — были убиты, Хасанов погиб в больнице, выжить удалось только Додохонову. Он находился в больнице с диагнозом "открытая черепно-мозговая травма, слепое огнестрельное ранение головы и отек головного мозга". После выписки из больницы его доставили в суд, где назначили психолого-психиатрическую экспертизу, согласно которой психическое состояние подсудимого не препятствует участию в процессе.

Кроме того, эксперты установили, что обвиняемый имеет склонность к искажению информации и старается выставлять себя в лучшем свете, имеет лидерские способности и ему свойственна избирательность в общении. В ходе экспертизы Додохонов утверждал, что не совершал инкриминируемые преступления, не помнит, кто с ним разговаривал раньше, жалуется на припадки после операции. Как решили эксперты, демонстрация потери памяти носит защитный характер.

Сейчас подсудимых заводят в "аквариум" под усиленной охраной. Вместе с конвоирами в зале дежурят два автоматчика и четыре пристава. На скамье подсудимых осталось пятеро, в отношении остальных разбирательство прекращено в связи с их смертью. Дело рассматривает судья Мособлсуда Наталья Валикова.

Она словно в роли строгого учителя в ходе слушаний несколько раз отчитывала прокуратуру за оглашение не тех материалов дела или некорректные вопросы. Доставалось и защитникам, когда выяснялось, что они не готовились к заседанию или не успевали согласовать свою позицию с подзащитными.

На процессе рассмотрели первый эпизод с убийством, который произошел на трассе М-4 "Дон". Первое сообщение об этом преступлении на подмосковном участке дороги появилось в мае 2014 года. В ночь со 2 на 3 мая в автосервисе в районе деревни Радумля (Солнечногорский район Московской области) лидер банды Ибайдулло Субханов (своим подельникам он представлялся как Рустам Каримов, во время задержания был убит силовиками — прим. Каспаров.Ru) предложил участникам банды поехать "на работу". В своих признательных показаниях обвиняемые говорили, что под "работой" Субханов имел в виду грабеж и убийство. На эту вылазку отправились сразу пятеро участников группировки — Ибайдулло Субханов, Мирзошарипов, Кодиров, двоюродные братья Гулямов и Баир Гуломов.

Согласно показаниям Гулямова и Кодирова, они поехали "на работу" на машине Баира Mitsubishi, в багажник положили спортивную сумку, в которой лежали пистолеты и металлические шипы. Ехали в сторону деревни Шугурово.

"В машине сидели молча, ни о чем не говорили. Свернули на МКАД на какую-то трассу. Ехали где-то полчаса, остановились в темном месте, было какое-то строение, лес, — уточнил Гулямов. — Брат вытащил шипы, несколько штук, сказал, что нужно выбросить на дорогу".

Разместив самодельные шипы на дороге, они поджидали, когда одна из проезжающих машин получит повреждение. "На крючок" банды попалась машина Kia, в которой находились пожилые супруги Лебедевы. По данным следствия, Гулямов и Мирзошарипов наблюдали за обстановкой, а остальные пошли к машине. Субханов четыре раза выстрелил в Лебедева, а Кодиров — в его супругу. Лебедеву прострелили голову, шею, нанесли слепое ранение в поясницу, легкое и сердце. Его жена получила несколько ранений в голову. Оба погибли на месте. Добычей преступников стал iPad за 25 тысяч рублей, снятые с тела погибшей серьги за 5 тысяч и деньги в размере 70 тысяч рублей.

В суде Гулямов утверждал, что, подойдя к машине, увидел лужу крови и лежащего человека, потом заметил второе тело. Он не смог распознать, кто лежал на земле, мужчина или женщина, объяснил, что было темно. Мирзошарипов залез в машину Лебедевых, а Гулямов открыл багажник. В итоге они обнаружили сумки с вещами.

Взяв сумки, по словам подсудимого, он испугался происходящего и убежал в кювет. Субханов забрал у всех пистолеты, и они вернулись в автосервис, где тот всем раздал награбленные вещи и с некоторыми поделился деньгами.

"Я не стал ничего себе брать, мне не нужны были эти вещи", — пояснил Гулямов, добавив, что позднее он поругался с Субхановым. Как сказал подсудимый, он выразил свое недовольство, что его привлекли к участию в убийстве. В ответ Субханов накричал, что если что-то не нравится, то пусть собирает вещи и уходит. Он выгнал Гулямова из автосервиса. Но предупредил, чтобы подсудимый никому не говорил о преступлении.

— Убийство не признаю. Я не знал, что мы едем на убийство, в этом эпизоде стоял рядом. Сам никого не убивал, — оправдывался Гулямов.

— Участвовали в разбойном нападении? — спросила судья.

— Признаю вину частично.

— Почему частично?

— Только помогал таскать вещи и держал пистолет.

— Вы вступали в сговор с другими участниками?

— Мне детали никто не объяснил, но я догадывался, когда увидел пистолеты, и знал, что Рустам занимается грабежами и разбоями, — сказал обвиняемый, посчитав, что оружие они брали, чтобы кого-то напугать, но не убивать. Под самый конец допроса Гулямов признался, что был зависим от Субханова, он обещал ему сделать загранпаспорт.

Другой подсудимый, Кодиров, участвовавший в этом эпизоде, рассказал свою версию с помощью переводчика. Согласно его показаниям, Субханов ему сказал, что они "едут грабить картежников". Он не отрицает, что стрелял из пистолета, но уточнил, что ни в кого не целился. "Я несколько раз нажимал на курок, выстрелов не было, пистолет заклинило. Рустам мне сказал жать сильнее, после этого произошли выстрелы. Я был в шоке, когда увидел кровь, стрелял в направлении машины и не прицеливался", — объяснил Кодиров и добавил уже без переводчика, что раскаивается в содеянном.

— Почему вас не удивило, что едете в лес на ограбление картежников? Они, что ли, в лесу играют? — недоумевала прокуратура.

— Когда через лес проезжали, то тогда догадался, — ответил Кодиров.

— Почему вы не отказались от задуманного, когда поняли, что едете на убийство?

— Я все это делал под угрозой и шантажом.

В своих показаниях на предварительном следствии Кодиров рассказывал, что ему из награбленного дали 10 тысяч рублей и еще он взял своей жене женские шорты. Но она не стала их носить, не подошли по размеру, говорил на допросе обвиняемый.

Однако Кодиров отказался от признательных показаний в суде. Он заявил, что "это была игра следствия" и его слова в протоколе исказили. По словам подсудимого, система допроса была такая: следователь записывал его показания, переводчик говорил, что все верно, он подписывал.

"Я не знаю, с чьих слов признательные показания были записаны. Я признаю вину, неужели вы думаете, что я буду противоречить и врать?" — возмущался Кодиров и пожаловался, что ему не дали ознакомиться с материалами дела. По его словам, ему приносили много томов дела, переводчика и адвоката не было, говорили, что эти материалы не по его эпизодам, и требовали подписать документы, что с делом ознакомлен.

По просьбе прокуроров Кодирову перевели протокол проверки показаний на месте, он продолжал утверждать, что показания "липовые". "На тот момент я не знал трассу М-4, знал визуально, как доехать до Варшавки, следователь мне говорил, что мы проезжали эту дорогу, я говорю, что такого не было, в ответ: "Как мы скажем, так и будет" — говорил мне следователь", — настаивал Кодиров, уточнив, что они не поворачивали на М-4, а ехали по Варшавскому шоссе. Как утверждает подсудимый, часть показаний он не давал, их выдумал следователь.

Судья недоумевала, как адвокат и переводчик во время допроса оба подписали протокол и подтвердили, что показания со слов обвиняемого записаны верно. Кодиров настаивал, что в его присутствии адвокат и переводчик подписывали пустые листы.

— Мы уже с вами встречаемся на протяжении больше года. И правда у каждого своя, и каждый настаивает, что именно он говорит правду. Суд будет разбираться, — вздохнула судья.

Андрей Карев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
  • 06-12-2022 (11:33)

Вторжение России в Украину: главное за 6 декабря