Пять лет тюрьмы получил 16-летний Никита Уваров — подросток из сибирского Канска, которого ФСБ обвиняла по террористическим статьям. Дело известно как "дело канских подростков", и часто пишут, что школьников обвинили в том, что они хотели взорвать в "Майнкрафте" здание ФСБ.
На самом деле фабула дела несколько в другом. Задержали их после расклейки анархистских листовок (в том числе в поддержку Азата Мифтахова), вскрыли переписку, где в том числе говорилось, что в "Майнкрафте" можно смоделировать взрыв здания МВД (при этом, как писала "Новая газета", в диалоге ребята постоянно оговаривались: "я шучу"). Но не только про это говорили: в деле рассказывается про обсуждение стихов Егора Летова, критику "буржуев", планы по строительству рельсотрона (такое фантастическое оружие), "враждебное отношение к президенту РФ В.В. Путину", "противопоставляются население РФ и группы нескольких состоятельных семейств".
Еще подростки делали пиротехнику, которую очень трудно назвать взрывными устройствами — "бомбочки", которые многие мальчишки-подростки собирали или пытались собирать. Об этом силовики тоже узнали из чатов, никакой реальной взрывчатки изъято не было.
Про дело подростков есть большой и подробный (но довольно странно структурированный) материал "Новой газеты". Или советую прочитать вот эту статью на "ОВД-Инфо". Понятно, что ребята общались на политические темы и играли в революционеров-заговорщиков-анархистов, но явно не собирались никого взрывать и причинять кому-то вред. Если государство считало их опасными, можно было провести какую-то воспитательную работу, сделать предупреждение, поговорить с родителями, наказать административкой за что-то... Но уголовное дело о терроризме?
Двоих подростков, сотрудничавших с ФСБ, приговорили к условным срокам, а Никиту Уварова, который отказался давать нужные следствию показания, отправляют в тюрьму на пять лет. Почти год он уже провел в СИЗО.
"Если мне дадут реальный срок, я буду отбывать его с чистой совестью и достоинством, — говорил 16-летний Никита в последнем слове. — Я буду спокоен, потому что никогда не учил своих друзей плохому, я не был их лидером, мы были на равных и просто дружили. Я никого не оговорил. Мне не стыдно перед людьми, близкими и чужими, которые знают о нашей истории. Пусть кто-то верит не мне, а правоохранительным органам, мне нечего стыдиться. Я никого не собирался взрывать".
Причем ФСБ, прокуратура и суд наверняка считают себя гуманистами. Ведь по этим статьям Никите Уварову, будь он старше, могло светить вплоть до пожизненного. Прокурор просил девять лет, а суд дал "всего пять".
Пять лет подростку за переписку в чатах. Людоедство.
! Орфография и стилистика автора сохранены